Владимирская железная дорога

Железная дорога — одно из самых значимых изобретений, ведь после ее появления развитие человечества пошло гораздо большими темпами. Появилась возможность перемещения больших грузов и большого количества людей на дальние расстояния.

Таким образом, стало быстрее проходить освоение новых, еще неизведанных земель — блага цивилизации стали распространяться на миллионы километров. Касается это в первую очередь Российской империи, поскольку она занимала огромную площадь и нужны было много времени,чтобы просто добраться из одного ее конца в другой.

До революции

Сначала строители соединяли полотном узкоколеек близлежащие города и деревни, а после продолжилось строительство и вглубь огромной территории. Одной из первых на карте транспортного сообщения России появилась Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. Упоминание о ней можно найти в творчестве великого поэта К.Паустовского. Строительство этой узкоколейки началось в 1897 году, а главной ее целью должна была стать транспортировка древесины.

Популярность узкоколеек была обусловлена многими факторами. Так, они были гораздо дешевле в постройке и эксплуатации, при прокладке тоннелей необходимо было вынимать меньший объем грунта, для них требовались более легкие мосты и т.п. Естественно, что и недостатков у данного вида железной дороги было предостаточно: меньший вес перевозимых грузов, они менее устойчивы поэтому состав здесь должен двигаться с меньшей скоростью. Также узкоколейки не образовывали единой железнодорожной сети.

Постепенно Мещерская магистраль (собственно Рязанско-Владимирская ж/д) удлинялась, в 1898 году она была достроена до Тумы, а еще через 2 года и до Владимира. В 1902 году и началось полноценное грузо- и пассажиросообщение между Рязанью и Владимиром, а протяженность линии составила 211 км. Но весной движение по дороге прекращалось, потому как она затоплялась во время традиционного паводка. Около 6 км полотна оказывалось под водой, кстати данный факт был учтен при проектировании и строительстве узкоколейки.

vladimirskaya-jeleznaya-doroga-1

После образования Советского Союза была произведена реконструкция участка Тума-Владимир, который получил стандартную ширину колеи — 1520 мм. Данный участок функционирует и в настоящее время. По мере развития страны, магистраль обростала многочисленными боковыми ветками, главной задачей которых были лесозаготовки. А в период второй мировой войны по ним передвигались военные эшелоны и осуществлялась эвакуация населения и оборудования. Ну а начиная с 50-х годов прошлого столетия, Владимирская железная дорога стала главной транспортной артерией по перевозке торфа.

До начала 70-х годов узкоколейка являлась практически единственным видом транспорта в этом районе и монополистом в сфере грузовых перевозок. Но в 1972 году были построены автомобильный мост и шоссе Рязань-Сасово, после чего пассажиро- и грузооборот железной дороги начал неуклонно снижаться. В результате этого было принято решение о разборе 6-километрового затопляемого участка от станции Рязань-пристань до Шумаши.

Постепенно были разобраны и другие участки железной дороги.Так, участок Шумашь-Тума функционировал до начала 90-х, затем были сняты рельсы с перегонов Шумашь-Солотча-Ласково, а в 2000-м году сняли последние рельсы. В 2003 году в результате сильного пожара сгорел мост в Спас-Клепиках. На сегодняшний день судьба оставшейся части узкоколейки весьма противоречива. Так, он является единственным в стране, имеющим ширину колеи 750 мм и является частью сети железных дорог общего пользования (входит в состав ОАО «РЖД»).

vladimirskaya-jeleznaya-doroga-2

Владимирская железная дорога в наши дни

6-километровый участок является единственной дорогой, которая соединяет поселок Голованово с остальной цивилизацией, поэтому и приходится содержать его. По различным бюрократическим причинам, в 2008 году движение на данном участке было приостановлено, но путь не стали разбирать. В 2010 году пожарами были уничтожены деревянные мосты на линии Гуреевский-Голованова дача. В марте 2009 года специалисты Горьковской железной дороги провели осмотр путей и признала путевое хозяйство небезопасным для движения поездов.

vladimirskaya-jeleznaya-doroga-1

Было выявлено 79 нарушений, по 27-ми из них требовалось немедленное закрытие железной дороги. Чтобы восстановить движение на этом участке необходимо провести замену 18 деревянных мостов и 3-х труб. По предварительным оценкам, минимальный ремонт ведомству обойдется в 311 млн.руб., стоимость же капитального ремонта выльется в 428 млн.руб. Но в бюджете области не предусмотрены расходы на данные мероприятия. Да и налицо экономическая нецелесообразность эксплуатации данной линии:

  • содержание дороги — 4 млн.руб. в год;
  • сборы — 0,336 млн.руб.

Неподготовленный человек, попадая в поезд, курсирующий на сохранившемся участке Владимирской железной дороги, как буд-то попадает в прошлое. Это и паровоз, и вагоны начала прошлого столетия, хотя местные жители спокойно воспринимают все перепитии движения, поскольку альтернативы поездок здесь попросту нет. Летом 2011 года рабочие приступили к разбору путей на отрезке разъезд Гуреевский — станция Тумская. Правда, спустя некоторое время, специальная комиссия установила факты нарушений при демонтаже полотна.

P.S. Нам всегда интересны ваши комментарии по поводу данной статьи. Куда поехать, как добраться, где лучше купить билеты? Регистрация не нужна, можно просто написать комментарий, модератор опубликует. Форма ниже. Ну или можно писать на наш форум http://www.rupoezd.ru/forum/


Отзывы

  • иван помидоров:

    новое расписание электричек Сасово Рязань http://www.rupoezd.ru/raspisanie-elektrichek-ryazan-sasovo/

  • Артем Михайлов:

    Столько интересных фатов почерпнул. Информация редкая, но интересная. Владимирская железная дорога — действительно участок со сложной историей. Подумать только — ее эксплуатация началась в конце 19 века! Затем расширялись линии маршрутов, увеличивалась общая протяженность путей, модернизировались подвижные составы. Но, как оказалось, цивилизация добралась не до всех уголков нашей страны — раз все еще продолжают курсировать паровозы.

  • Марина:

    Я не разу в жизни не ездила на паровозах. Просто не верится, что где-то в России они не просто есть, а являются обыденным явлением повседневности. С удовольствием посмотрела бы на такой раритет. Согласна, что железная дорога позволила Российской империи и СССР решить огромное количество задач по развитию страны, улучшению жизни всего населения. Но хочется, чтобы сегодня качество этой услуги было везде на высоте и доступно по цене.

  • Написать отзыв

    arrow close facebook instagram menu-lines search