МЦК: характеристики и особенности

Многие гости Москвы часто интересуются, что такое МЦК, и чем эта транспортная система отличается от прочих железнодорожных или автомагистралей. МЦК (Московское Центральное Кольцо) — маршрутная линия, созданная для движения электропоездов по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД).

Эта схема является совместным проектом предприятий: «Московский метрополитен», ОАО «Российские Железные Дороги», и «МКЖД». Она имеет определенные правила проезда в поездах МЦК, характеризуется наличием своих пересадочных пунктов, транспортных развязок, и так далее. Система движения МЦК интегрирована с метрополитеном системой оплаты, пересадочными пунктами, и другими ключевыми особенностями.
Маршруты пригородных электричек РЖД, связывающих город с Подмосковьем, и пересекающих его, иногда тоже называют метро, но наземным. Эти пригородные электропоезда курсируют по схеме «Московские центральные диаметры» (МЦД).

Общие характеристики МЦК

В чем разница между МЦК и МЦД, видно из характеристик той и другой системы. В МЦД на электричках можно проехать по привычным железнодорожным маршрутам. Просто к некоторым из них добавили новые станции. А конечные остановки исчезли с вокзалов. Поэтому пересечь на пригородной электричке МЦД можно теперь всю Москву. МЦК же тесно связано с метро, но имеет и другие характеристики.
Общие характеристики МЦК:

  • Существуют Правила проезда по МЦК, утвержденные дирекцией московских пассажирских перевозчиков. Данные Правила устанавливают режим работы, обеспечение безопасности, маршруты, и так далее.
  • Маршруты МКЦ проходят по Садовому кольцу в западном, юго-западном, и юго-восточном направлениях на расстояния от 2,5 до 9 км, доходят до Третьего транспортного кольца, и двигаются вдоль его трассы.
  • Характеристики МЦК предполагают ее использование как городской электрички, хотя Московское метро и представляет МЦК как дополнительную 14 линию.
  • На МКЦ обеспечивается полное соответствие стандартам метрополитена по уровню обслуживания, расписанию движения поездов, правилам пользования МЦК, системам оплаты проезда, навигации, и безопасности.
  • Таким образом обеспечивается единое пространство с метро.
  • На станциях вместе с логотипом РЖД установлен и логотип метрополитена.
  • На схеме метро маршруты обозначены бело-красными линиями с названием "МЦК" и номером "14".
  • Оплата проезда на МЦК осуществляется по единым проездным билетам на разное количество поездок, билетам "90 минут", или по картам "Тройка".
  • МЦК, называемое ранее Московской Окружной железной дорогой, своим строительством обязано приросту грузооборота и необходимости связать основные направления московских железнодорожных путей.

История создания МЦК

История создания МЦК начиналась в 1897 г. с проектирования, проводимого под руководством инженера П.И. Рашевского. Датой начала строительства считается 3 августа 1903 г. Стройка проводилась с участием лучших инженеров и архитекторов России. Кроме самого кольца были построены все необходимые здания и жилые дома с отоплением и канализацией, которые были созданы в едином стиле русского модерна.

Открытие дороги состоялось в июле 1908 г. и сразу привело к росту грузооборота. Пассажирские перевозки в связи с высокими ценами стали незначительными и были приостановлены. После снижения цен на билеты в 1909 г. перевозка пассажиров была возобновлена и продолжалась до 1917 г. С 1920 по 1934 г. по МКЦ по разным районам осуществлялись пассажирские или грузовые перевозки. После этого перевозились лишь грузы, и осуществлялись технические транспортировки.

Скоростная пассажирская трасса с возможностью пересадок на метро и пригородные электрички, следующие в разных направлениях, была спроектирована только в 2001 г. И в 2015 г. как 14 линия метро начало строиться кольцо, получившее официальное наименование — «Московское центральное кольцо» (МЦК). Движение было запущено в сентябре 2016 г.

Осуществление перевозок и подвижной состав

Перевозки осуществляются холдингом РЖД, включающим компанию (ЦППК) и Московскую дирекцию скоростного сообщения (МДОСС). Заказчиком проекта является «Московское Метро». Контракт между компаниями, заключенный на 15 лет, составляет около 60 млрд рублей.
Регулирование движения по МКЦ осуществляется системами автоблокировки, позволяющими изменять интервалы между поездами, увеличивать или уменьшать участки движения в зависимости от потока пассажиров. Это дает возможность обеспечивает прирост пассажирского потока за счет такта, увеличенного количества остановочных пунктов, и небольшого расстояния между ними, а не за счет высоких скоростей, не превышающих 80 км/ч.
Подвижной состав МЦК включает в себя современные поезда «Ласточка», приспособленные для транспортировки велосипедов и колясок, оснащенные туалетами, кондиционерами, Wi-Fi, и вмещающие в себя до 1500 пассажиров. Такие составы удобны для граждан с ограниченными возможностями, маломобильных пассажиров, и пассажиров с детьми. Всего на МКЦ работают 242 пары «Ласточек». В выходные дни курсируют 211 пар.
Электрички ходят каждые 8 мин., а в часы пик — каждые 4 мин.
В рабочие дни подвижной состав курсирует в следующие интервалы:

  • 07:30-11:30;
  • 16:00-21:00.
В субботу и воскресенье:

  • 12:30-18:00.

Время отправления первых и последних поездов МЦК:

Пересадочные пункты МЦК

Трасса МЦК с пересадочными узлами имеет протяженность 54 км. Расположенное вблизи с центром города малое кольцо имеет 31 остановочный пункт. С них можно пересесть на 10 линий метро и 9 направлений железной дороги. Это обеспечивает отток пассажиров от метрополитена и способствует связи МКЦ с различными направлениями железной дороги.

Пересадки осуществляются между составами МЦК и наземным транспортом. Они оплачиваются по проездным документам. С МЦК также можно пересесть на поезда, следующие по радиальным железнодорожным направлениям.

Перечень направлений и соответствующих остановочных пунктов:

  • Ленинградское: Лихоборы;
  • Савеловское: станция Окружная;
  • Ярославское: платформа Северянин;
  • Казанское: Андроновка (бывшая "Фрезер");
  • Горьковское: Карачарово (Нижегородская);
  • Курское: Новохохловская;
  • Павелецкое: Верхние Котлы;
  • Киевское: Кутузовская и Москва-Сортировочная с расстоянием около 2 км (наиболее удобной пересадки пока нет);
  • Белорусское: Тестовская, Шелепиха, Деловой центр;
  • Рижское: Стрешнево.

Схема МЦК с пересадочными узлами на электрички и метро:

Правила пользования МЦК

Правила пользования МЦК направлены на обеспечение безопасности пассажиров и повышение качества обслуживания. Установленные правилами требования обусловлены повышенной опасностью этого вида транспорта и должны неукоснительно соблюдаться всеми пассажирами и пользователями МЦК.
Основные требования:

    • соблюдение взаимной вежливости;
    • поддержание чистоты и общественного порядка;
    • бережное отношение к сооружениям и оборудованию;
    • выполнение указаний сотрудников, обеспечивающих транспортное обслуживание;
    • соблюдение правил перевозки ручной клади, багажа, или домашних животных;
    • обеспечение оплаты проезда с соблюдением определенных требований.
Правилами пользования предусматриваются пересадки между станциями МЦК, метро, и монорельса без дополнительной оплаты в течение 90 мин. с момента первоначальной посадки.

Написать отзыв

arrow close facebook instagram menu-lines search