Поезд Москва — Тбилиси пока не отправляется

03 марта 2017
181
0

После визита премьера Армении в Грузию оппозиция обвинила власти в переговорах по лоббируемому Ереваном открытию ж/д сообщения с РФ через Абхазию.

Пока по суше из России в Грузию можно добраться лишь на автомобиле.

Премьер-министр Армении Карен Карапетян вернулся домой довольный — его первый официальный визит в Грузию завершился успешно. Перед отъездом из Тбилиси он поведал общественности, что договорился с грузинскими властями «по альтернативе Верхнему Ларсу». «Уверяю вас, она непременно будет», — сказал он.

DSC07675

Напомним, что Верхний Ларс находится в высокогорье, на границе России и Грузии, и через него проходит автомобильная дорога, которая является для Армении единственным сухопутным средством связи с РФ. Но Верхний Ларс почти всегда закрыт зимой для грузового транспорта из-за непогоды, а весной и осенью — из-за угрозы схода селевых потоков. Соответственно, сокращается экспорт армянских товаров в Россию и другие страны. Так что ненадежность Ларса поставила вопрос строительства новой дороги или реабилитации старой — железнодорожной магистрали, связывающей Россию с Грузией и Арменией через территорию Абхазии. Дорога не функционирует с 1992 года, то есть с начала грузино-абхазской войны.

Армения уже много лет лоббирует возобновление сообщения по этому маршруту, но безуспешно. Какие-то сдвиги вроде бы наметились в 2013 году после прихода к власти в Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили — короткий период он возглавлял правительство страны. Но тут в Грузии поднялась такая буча, что об абхазской дороге вообще перестали заикаться.

И вот Карапетян своим обещанием «непременно» найти альтернативу Верхнему Ларсу вновь взбудоражил Грузию и навел ее оппозицию на мысль: а не столковались ли Тбилиси и Ереван по открытию абхазского участка, которое, заметим, невозможно без согласия России и самой Абхазии. Не исключено, что оппозиция затеяла скандал ради скандала, но этому способствовало нежелание Карапетяна и властей Грузии «раскрыть скобки» — то есть уточнить, какой именно маршрут, альтернативный Ларсу, имеется в виду. Кстати, вполне возможно, что речь идет о дороге через Южную Осетию — еще одну отколовшуюся от Грузии территорию. И если это так, новый скандал неизбежен.

«Открытие абхазской железной дороги совершенно недопустимо. Это смертельная рана для территориальной целостности Грузии. Открытие дороги исключит как возвращение беженцев (в Абхазию), так и сохранение политики непризнания и восстановления суверенитета Грузии», — сказал один из лидеров оппозиционного «Единого национального движения» Николоз Руруа. Открытие дороги он считает тождественным «предательству государственных интересов Грузии», враждебному шагу, выгодному только «россиянам и сепаратистам». К тому же, отметил политик, открытие абхазского участка оттянет грузы от грузинского порта Поти и испортит отношения Грузии с Азербайджаном. Напомним, что транспортной блокадой Армения «обязана» стараниям Азербайджана и Турции.

«Оппозиция лжет», — заверил журналистов вице-премьер, министр энергетики Грузии Кахи Каладзе. По его словам, в ходе визита премьера Карапетяна в Тбилиси «не было даже намека» на задействование абхазского участка. Утверждения грузинской оппозиции он назвал «абсурдными и провокационными».

Тут стоит отметить, что Карапетян серьезно готовился к визиту в Грузию и к разговору об альтернативе Ларсу. Еще в январе он поручил министру транспорта Армении провести переговоры с российской и грузинской сторонами по проблеме пропускной способности Ларса и до 1 марта представить правительству предложения по организации транспортных перевозок по альтернативным маршрутам. Упоминалось строительство автомобильных и железной дорог.

Но, как сообщает газета «Резонанси» (Резонанс) со ссылкой на известного грузинского эксперта Георгия Хухашвили, альтернативой Ларсу может стать морское направление, в частности, строительство нового терминала в порту Поти. Что же касается возобновления сообщения по абхазскому участку, «эта тема далека от реального решения».

«Железная дорога очень важна для Армении, поэтому они на всех встречах пытаются инициировать какие-то переговоры. Но это не означает, что грузинская сторона глубоко участвует в этих обсуждениях. На мой взгляд, по этому вопросу набирать в рот воды и совсем молчать нельзя, просто со всеми нужно говорить исходя из своих национальных интересов. Главное то, что если мы говорим о перемещении экономических грузов, то где должна проходить экономическая граница. Мы должны требовать, чтобы экономическая граница проходила по реке Псоу, а не по Ингури. Если вторая сторона — условно Россия и Абхазия — согласятся на это, то почему нам это не обсудить?» — заявил Хухашвили.

И это, видимо, самая правильная позиция: излишнее «секретничанье» по таким сенситивным вопросам, как использование транспортных магистралей Абхазии и Южной Осетии для транзита чьих бы то ни было грузов, пусть даже «дружественной» Армении, всегда порождает различные слухи и самые неприятные разговоры. Вплоть до того, что если Грузия согласится на открытие абхазского участка дороги, а, соответственно, транзита по ней армянских грузов, это испортит ее отношения с еще более «дружественным» Азербайджаном. Кстати, в азербайджанской прессе об этом говорится открыто. Такого же мнения придерживаются и грузинские оппозиционные политики, подозревающие, кроме того, что восстановление сквозного сообщения через Абхазию может быть использовано Россией в военных целях.

Haqqin.az со ссылкой на агентство «Ньюпост» приводит мнение бывшего заместителя министра иностранных дел Грузии Николоза Вашакидзе, в соответствии с которым премьер Карапетян озвучил настолько важную информацию, что его грузинский коллега Георгий Квирикашвили должен детально пояснить ее общественности. «Логически возникают коридоры, проходящие по оккупированным территориям. Это создает весьма тяжкую реальность для Грузии», — сказал он.

По его мнению, открытие абхазского участка дороги не представляет для Грузии никакого интереса, однако принесет «много вреда на фоне того, как напряженность между Арменией и Азербайджаном вновь возобновилась. В случае открытия железной дороги она обязательно будет использована в целях военных перевозок. Это втянет Грузию в такие тяжелые политические процессы и, возможно, в военную авантюру, что представления не имею, как страна выйдет из нее».

В общем, пока неизвестно, чему так радовался Карапетян, почему из альтернативы Ларсу делают секрет, и пустится ли Грузия в «авантюры», вызывая на себя огонь оппозиции и «друзей-соседей».

И еще один вопрос возникает в связи с транспортной проблемой Армении: не стала ли она более актуальной в контексте ожидаемого подписания Ереваном соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Ведь торговать с Европой Армения может только через Грузию. И если документ будет подписан, объем армянского экспорта в ЕС в любом случае возрастет. Вряд ли это понравится России, ведь помимо зоны свободной торговли Армения и ЕС планируют подписать новое рамочное соглашение. А раз не понравится, она вряд ли станет облегчать жизнь Армении и лоббировать открытие недорого и быстрого железнодорожного сообщения через Абхазию.

Впрочем — как знать? Россию эксплуатация абхазского участка должна устроить с точки зрения продвижения своих интересов на Южном Кавказе. Строго говоря, Грузию тоже должно устроить открытие абхазской дороги — но уже в контексте продвижения собственных интересов в отколовшейся от нее автономии. Но, видимо, то, что выгодно России, не выгодно Грузии — и наоборот.

Поэтому, скорее всего, альтернативой Ларсу может стать «невинная» паромная переправа через Черное море. Это, конечно, не дешевый проект, но зато он свободен от политической ангажированности и вытекающих из нее инсинуаций.

Ирина Джорбенадзе (оригинал на http://www.rosbalt.ru/world/2017/03/02/1595634.html)

Написать отзыв

arrow close facebook instagram menu-lines search